ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Обж опасные вещества в доме. Конспект урока по ОБЖ на тему "Опасные вещества в быту" (5 класс). Лекарства и медицинские приборы

В нашей повседневной жизни мы пользуемся самыми различными средствами бытовой химии, лекарствами, бытовым газом. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды и раковин, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке. Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ. Пока же необходимо знать, что некоторые предметы бытовой химии (краски, лаки, растворители и др.) опасны. Многие из них ядовиты, поэтому на этикетках банок, бутылок и другой упаковке обычно пишут: «Хранить в месте, недоступном для детей».

Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. Условно их можно разделить на четыре группы:

# безопасные (не имеют предупредительных надписей);
# относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определённые участки тела, в глаза);
# огнеопасные (имеют надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
# ядовитые (с надписью «Яд» или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкциями с описанием порядка и способов применения, а также мер безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять.

Рассмотрим некоторые опасные ситуации, причина которых - отравление.

Бытовой газ. Использование в быту газовых плит очень облегчило приготовление пищи, однако при неполном сгорании бытовой газ создаёт опасность отравления, и при его утечке может произойти взрыв.

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом, чтобы можно было обнаружить его утечку. От взрыва газа в жилых домах могут быть разрушены жилые помещения, иногда целые подъезды многоэтажных домов, люди получают тяжёлые травмы, а некоторые погибают.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа(надо выполнять следующие правила:

■ не открывать газовые краны максимально;
■ не оставлять включённую плиту без присмотра (слабый огонь может задуть сквозняк, закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли, залить огонь, в результате этого из открытого крана в квартиру будет поступать газ).

Лекарства и медицинские приборы

Лекарства обычно считают не просто полезными, а даже спасительными. Но многие из них, если их употребляют в больших количествах, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребёнка. Очень вредно принимать лекарства в больших дозах, чем прописано врачом, ведь тогда полезная микстура может превратиться в сильный яд.

Причиной отравления может стать и обычный медицинский термометр: он содержит ядовитое вещество - ртуть. Если градусник разбился и своевременно не приняты меры, пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть проникает в полы, мебель, домашние предметы, обнаружить и уничтожить её могут лишь специалисты санитарно-эпидемиологической службы или гражданской обороны.

Иногда при загрязнении помещений ртутью приходится выселять людей, а здания уничтожать.

Обезвредить ртуть очень сложно и дорого , а вылечить людей, отравившихся парами ртути, совсем не просто. Поэтому не стоит баловаться с приборами, содержащими ртуть, а тем более играть с шариками ртути.

Случайно разбив термометр или другое устройство, содержащее ртуть, надо сразу сообщить об этом взрослым.

Бытовая и прочая химия

Самое главное условие в обращении с различными химическими веществами - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых. Лучше, если они будут храниться в закрытых шкафчиках. Часто в хозяйственных целях приходится переливать краски и растворители, ацетон или керосин в первые попавшиеся флаконы или бутылки, на которых нет предупредительных надписей, а бывает даже, что на них написаны названия пищевых продуктов.

Представьте, что произойдёт, если у человека появится желание попробовать содержимое такого флакона...

Правила обращения со средствами бытовой химии:

■ нельзя пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии, если рядом нет взрослых;
■ нельзя пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;
■ нельзя пользоваться спичками и другим огнём рядом с банками или бутылками с резким запахом;
■ хранить химически опасные вещества надо в закрывающихся шкафчиках;
■ если краску или лак перелили в другую бутылку, надо сделать на ней предупредительную надпись.

Все лекарства и опасные вещества (бытовые химикаты, растворители, бензин, керосин и др.) должны храниться в недоступном для детей месте.

Продукты питания

Отравление может быть вызвано не только вредными и ядовитыми веществами. Отравиться также можно ядовитыми растениями и грибами, недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют варёные колбасы, сардельки, сосиски и другие варёные колбасные изделия, если они хранились не в холоде. В тёплое время года случаев отравления бывает особенно много. Заражение продуктов может быть также связано с неправильными условиями хранения или отсутствием необходимой кулинарной обработки.

При первых признаках отравления (колики в животе, слабость, головокружение) немедленно сообщить родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные причины отравлений.
2. Расскажите об опасных ситуациях, причиной которых стало отравление.
3. Назовите основные правила обращения с опасными веществами.
4. Расскажите, какие средства бытовой химии встречаются в наших домах. Как они хранятся в вашей квартире? Какие надписи на них есть?
5. Чем опасна газовая плита?
6. Каковы правила пользования газовой плитой и газовой колонкой?
7. Как надо себя вести, чтобы не отравиться пищевыми продуктами?
8. Расскажите, что вы будете делать, если ваш младший брат в отсутствие родителей почувствовал себя плохо, попробовав какое- то вещество.
9. Вместе с родителями проверьте, какие в вашем доме есть опасные вещества, составьте их список, отметьте, в чём опасность каждого из них.
10. Изготовьте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: «Лак», «Краска», «Ядовито», «Огнеопасно». Подумайте, как прикрепить их к флаконам и бутылкам.
11. Составьте с мамой список различных продуктов и отметьте, какие продукты и где надо хранить, какие можно употреблять в сыром виде, а какие надо варить, жарить и почему.

ЗАДАЧА 8. Придя домой, вы почувствовали запах газа. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Позвонить родителям или в аварийную службу из дома.
2. Пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу.
3. Открыть окна и двери.
4. Проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль.
5. Зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идёт газ.
6. Включить свет, чтобы было виднее.

ЗАДАЧА 9. Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.
2. Плотно закрыть дверь в кухню.
3. Выключить телевизор.
4. Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.
5. Открыть окно.
6. Обратиться к соседям и попросить о помощи.
7. Сообщить родителям о случившемся.

ЗАДАЧА 10. Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.
2. Не предпринимать никаких действий.
3. Дать высохнуть луже уксуса.
4. Смочить полотенце раствором соды и дышать через него.
5. Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно в ёмкость.
6. Открыть окно и проветрить помещение.

ЗАДАЧА 11. Вы, находясь дома, случайно разбили ртутный термометр. Капельки ртути раскатились по полу. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Поиграть шариками ртути.
2. Постараться собрать их веником.
3. Выбросить собранную ртуть в помойное ведро.
4. Ничего не говорить родителям, чтобы не ругали.
5. Сообщить родителям о случившемся.
6. Поместить собранную ртуть в банку с водой.

Средства бытовой химии (четыре группы):

1. Относительно безопасные. На их упаковках нет надписи, обозначающей степень опасности применения. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика.

2. Опасные для кожи и глаз. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства.

3. Огнеопасные. На емкостях с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня». Это препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми.

4. Ядовитые. На их упаковках надписи: «Яд!», «Ядовито!». Это химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с вредителями полей, для защиты растений на больших пространствах, некоторые виды пятновыводителей, топливо для двигателей, метиловый спирт.

Как сделать свой быт более безопасным

Отравление продуктами питания.

1. Продукты следует употреблять, если только вы уверены в их свежести или после горячей обработки.

2. Хранить их лучше в темном прохладном месте, т.е. в холодильнике.

3. Пищу надо употреблять сразу же после приготовления, а перед следующим употреблением надо либо сильно охладить, либо прокипятить.

Как предупредить пищевое отравление:

1. Всегда мойте руки перед приготовлением пищи; мойте посуду горячей мыльной водой после приготовления в ней мяса и рыбы.
2. Не размораживайте мясо при комнатной температуре. Размораживайте его постепенно в холодильнике или быстро - в микроволновой печи, и сразу готовьте.
3. Избегайте сырых маринованных продуктов и сырого мяса, рыбы или яиц. Тщательно готовьте все подобные продукты.
4. Не ешьте продукты, которые выглядят испорченными или плохо пахнут, или продукты из вздутых или треснувших консервных банок.
5. Держите холодильник при температуре 3°С. Никогда не ешьте готового мяса или молочных продуктов, которые находились вне холодильника более двух часов

Источники

http://www.ikt.oblcit.ru/231/Borodina/p3aa1.html

http://www.metod kopilka.ru/prezentaciya_k_uroku_po_obzh_v_5_klasse_opasnye_veschestva_v__bytu__i_pravila_obrascheniya_s-7679.htm

заставка http://www.youtube.com/watch?t=10&v=Pj8DPlBOsPw


Цель урока Научится определять степень опасности средств бытовой химии Научится определять степень опасности средств бытовой химии Расширить знания о правилах использования и применения домашней химии Расширить знания о правилах использования и применения домашней химии Разработать правила их хранения Разработать правила их хранения


Что такое бытовая химия?.Косметические средства,.Косметические средства, Синтетические моющие средства, Синтетические моющие средства, Средства для мытья посуды, Средства для мытья посуды, Средства для ухода за мебелью, Средства для ухода за мебелью, Освежители воздуха, и др. Освежители воздуха, и др.


Опасные химические вещества входящие в состав бытовой химии Косметические изделия: Во многих видах косметической продукции и системах по уходу за ногтями используется формальдегид – токсичный бесцветный газ, который является раздражающим веществом и канцерогеном. Синтетические моющие средства: Все изготовлены из нефти, содержат энзимы, фосфаты, агрессивные отбеливающие средства, синтетические отдушки, красители, консерванты, загустители и т. д. Основа всех синтетических средств – анионные ПАВы. ПАВы коварны! Порой ни пациент, ни врач не догадываются, насколько серьёзно влияет на наше здоровье бытовая химия. Средства для мытья посуды: По своему составу средства для посуды мало отличаются от стиральных порошков. После мытья посуды на её поверхности остаётся от 20 до 40% моющего средства, которое представляет опасность для здоровья человека.


Бытовая химия у нас дома Шампунь для ковров и обивки «Ваниш»; Мыло «Антипятин» для выведения пятен на одежде; Стиральный порошок «АОС» для стирки белого белья; «Amway Dish Drops» концентрированная жидкость для мытья посуды; Шампунь против перхоти «Amway SATINIQUE» для предотвращения перхоти


Альтернатива использования бытовой химии (Советы моей бабушки) Тёплый мыльный раствор (добавьте туда пищевую соду – и в вашем распоряжении хорошее средство для мытья посуды, не содержащее абразивов и вредных химических веществ). Тёплый мыльный раствор (добавьте туда пищевую соду – и в вашем распоряжении хорошее средство для мытья посуды, не содержащее абразивов и вредных химических веществ). Уксус (удаляет пятна, дезинфицирует, очищает плитку, удаляет накипь) Уксус (удаляет пятна, дезинфицирует, очищает плитку, удаляет накипь) Натуральные природные травы могут служить заменителем освежителя воздуха в туалете Натуральные природные травы могут служить заменителем освежителя воздуха в туалете Хозяйственное мыло хорошее средство для борьбы с пятнами на одежде Хозяйственное мыло хорошее средство для борьбы с пятнами на одежде Заваренный в бане щёлок хорошая шампунь, без добавления вредных ароматизаторов Заваренный в бане щёлок хорошая шампунь, без добавления вредных ароматизаторов


Заключение. Для того, чтобы избежать опасности от использования бытовой химии необходимо: Знать названия опасных компонентов препаратов бытовой химии, знать, в чём их опасность; Знать названия опасных компонентов препаратов бытовой химии, знать, в чём их опасность; Быть внимательным при покупке препаратов бытовой химии, изучить состав препарата и убедиться в его безопасности; Быть внимательным при покупке препаратов бытовой химии, изучить состав препарата и убедиться в его безопасности; Использовать альтернативные способы препаратам бытовой химии. Использовать альтернативные способы препаратам бытовой химии.


УтвержденияСогласны Не согласны Насчитывается более 1000 препаратов бытовой химии Ежегодно около 300 тыс. отравлений, в том числе почти 20 тыс. со смертельными исходами связано в нашей стране с препаратами бытовой химии. Для эффективной очистки стекол можно использовать подсолнечное масло. Более 3 тыс. лет тому назад на Востоке научились получать мыло. После работы с препаратами бытовой химии нужно тщательно вымыть руки. Любой препарат бытовой химии можно заменить более простым и безвредным средством Обязательно после покупки препаратов бытовой химии внимательно прочитайте инструкцию. Все упаковки с препаратами бытовой химии должны быть обязательно подписаны. Вся «Домашняя химия» вредна для здоровья человека. Аэрозоли нельзя хранить вблизи источников тепла.










1.Хранить отдельно от пищевых продуктов, желательно, где есть вытяжка. 2.Нельзя использовать для игр и не по прямому назначению. 3.Не допускать попадания в рот, нос, глаза! 4.Хранить все вещества в заводской упаковке и обязательно подписанными. 5.Проверять сроки хранения и использования веществ. 6.Нельзя хранить вещества около огня! 7.Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии у дома, в дороге, на лоне природы.


ОТРАВЛЕНИЕ ГРИБАМИ Отравления могут вызывать около 20 видов грибов. Наиболее ядовитые - бледная поганка и мухомор. Токсичные также сморжи, морщины, ненастоящий серый и кирпично-красный опенки. Отравления могут вызывать около 20 видов грибов. Наиболее ядовитые - бледная поганка и мухомор. Токсичные также сморжи, морщины, ненастоящий серый и кирпично-красный опенки.


Бледная поганка мухомор красный опеньок серно- желтый ненастоящий ОТРАВЛЕНИЕ ГРИБАМИ отравления могут вызывать около 20 видов грибов. Наиболее ядовитые - бледная поганка и мухомор. Токсичные также сморжи, морщины, ненастоящий серый и кирпично-красный опенки.


Опаснейшее отравление возникает при потреблении бледной поганки. Яд этого гриба (фаллотоксини, аманитатоксини) не разрушается при кулинарной обработке, ее невозможно обнаружить бытовыми способами. Летальность при тяжелых отравлениях достигает 80 %. Опаснейшее отравление возникает при потреблении бледной поганки. Яд этого гриба (фаллотоксини, аманитатоксини) не разрушается при кулинарной обработке, ее невозможно обнаружить бытовыми способами. Летальность при тяжелых отравлениях достигает 80 %. Особенностью отравлений бледной поганкой является длительный латентный период. Со времени употребления грибов к первым клиническим признакам отравления проходит и больше часов. (Все же другие - условно съедобные грибы - проявляют свое токсичное действие намного раньше - через часа). Особенностью отравлений бледной поганкой является длительный латентный период. Со времени употребления грибов к первым клиническим признакам отравления проходит и больше часов. (Все же другие - условно съедобные грибы - проявляют свое токсичное действие намного раньше - через часа).


Яды быстро всасываются в пищеварительном канале. Через 2 год после поступления к организму 57 % их депонируется в печенке, 3 % - в почках, 9,5 % - в мышцах. Алкоголь потенцирует действие яда. Яды быстро всасываются в пищеварительном канале. Через 2 год после поступления к организму 57 % их депонируется в печенке, 3 % - в почках, 9,5 % - в мышцах. Алкоголь потенцирует действие яда. Смертельная доза (3-аманітину 0,1 мг/кг. Практически достаточно одного гриба, чтобы вызывать смертельное отравление взрослого человека. Летальность составляет %, а среди детей достигает 90 %. Смертельная доза (3-аманітину 0,1 мг/кг. Практически достаточно одного гриба, чтобы вызывать смертельное отравление взрослого человека. Летальность составляет %, а среди детей достигает 90 %.



Особенную актуальность острые отравления приобрели в последнее время в результате накопления в окружающей среде свыше 6 миллионов разных химических соединений и препаратов. Около 60 тысяч из них используют в быту в виде пищевых добавок, лекарственных средств, пестицидов, средств бытовой химии, косметических средств. Токсичных веществ, которые вызывают наибольшее количество острых отравлений, насчитывается около 500. Особенную актуальность острые отравления приобрели в последнее время в результате накопления в окружающей среде свыше 6 миллионов разных химических соединений и препаратов. Около 60 тысяч из них используют в быту в виде пищевых добавок, лекарственных средств, пестицидов, средств бытовой химии, косметических средств. Токсичных веществ, которые вызывают наибольшее количество острых отравлений, насчитывается около 500.


Острому отравлению чаще свойственно: неожиданность возникновения, бурная развития клинической картины, тяжелые осложнения. Следствие острого отравления в значительной мере зависит от своевременности представления медицинской помощи. Врач должен быстро определить источник и природу отравления, безотлагательно принять меры для выведения и обезвреживания яда, устранения опаснейших расстройств жизненно важных функций организма. Своевременное и адекватное лечение дает возможность избежать тяжелых осложнений и гибели потерпевшего. Острому отравлению чаще свойственно: неожиданность возникновения, бурная развития клинической картины, тяжелые осложнения. Следствие острого отравления в значительной мере зависит от своевременности представления медицинской помощи. Врач должен быстро определить источник и природу отравления, безотлагательно принять меры для выведения и обезвреживания яда, устранения опаснейших расстройств жизненно важных функций организма. Своевременное и адекватное лечение дает возможность избежать тяжелых осложнений и гибели потерпевшего.


Классификация отравлений за причинами и местом их возникновения: 1.Случайные отравления: 1.Случайные отравления: а)производственные; а)производственные; б)бытовые (самолечение, передозировка врачебных б)бытовые (самолечение, передозировка врачебных средств, алкогольная или наркотическая интоксикация); средств, алкогольная или наркотическая интоксикация); в)медицинские ошибки. в)медицинские ошибки. 2.Преднамеренные отравления: 2.Преднамеренные отравления: а)криминальные (с целью убийства); а)криминальные (с целью убийства); б)суицидни. б)суицидни. В последнее время наблюдается постоянный рост случаев острых отравлений, Количество случайных отравлений составляет около 80%, суицидних - 18%, производственных - 2 % всех отравлений. В последнее время наблюдается постоянный рост случаев острых отравлений, Количество случайных отравлений составляет около 80%, суицидних - 18%, производственных - 2 % всех отравлений.




Пищеварительная система – это система органов, при помощи которых тело получает питательные вещества. Задачей пищеварительных органов является прием пищи, ее механическое раздробление в процессе жевания и химическое расщепление под действием слюны, желудочного сока, желчи и секрета поджелудочной железы.






Пищевые отравления в основном сопровождаются тошнотой, рвотой, поносом, болями в области желудка и кишечника. Болезнь длится 2-5 дней, затем, почти во всех случаях, наступает самоизлечение. Пострадавшему от пищевого отравления рекомендуется покой, большое количество жидкости, постельный режим и голодание. Потребление пищи обычно вызывает ухудшение общего состояния.








Наиболее распространенные типы пищевых отравлений это: 1. Микробные отравления (пищевые токсикоинфекции) 2. Отравления, связанные с употреблением в пищу ядовитых растений и животныхОтравления, связанные с употреблением в пищу ядовитых растений и животных 3. Отравления химическими веществами различных категорий. Отравления химическими веществами различных категорий








Как оказать первую помощь? до прихода врача промыть желудок как можно быстрее большим количеством воды; дать слабительное (2 столовые ложки касторового масла); сделать глубокую клизму с 2 ложками касторового масла или крепким настоем ромашки; через каждые полчаса давать горячее питье, крепкий чай, кофе, горячее вино; полезны теплые ванны и общее согревание; растереть тело суконкой, смоченной в уксусе или водке; вызвать «скорую помощь».


2. Приготовить раствор яблочного уксуса в воде (2 ст. ложки на стакан). Пить по 1 ч. ложке раствора каждые 5 минут в течение суток. Ничего не есть. 3. На второй день вновь поставить клизму с разбавленным уксусом и пить раствор яблочного уксуса в течение дня по 1 ч. ложке. Ничего не есть. 4. На третий день начинать есть протертые каши и чай с сухарями. Пить разбавленный яблочный уксус 3 раза в день по 1 стакану (1 ст. ложка уксуса на стакан). Схема лечения 1. Промыть желудок теплой кипяченой и немного подсоленной водой. Поставить очистительную клизму с добавлением яблочного уксуса (2 ст. ложки уксуса на 2 литра теплой воды). После этого лечь в постель и положить теплую грелку на живот.



Дата:

Класс: 5

Тема урока: «Опасные вещества в быту».

Цель урока: знакомство учащихся с опасными химическими веществами, которые могут храниться у них дома,

формирование знаний о влиянии опасных веществ на организм человека

Задачи урока:

- образовательная : познакомить детей с действием опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии; научить избегать пищевого отравления.

- развивающая : развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; коммуникативность.

- воспитательная: привить навыки безопасного обращения с опасными веществами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии, воспитывать у детей чувство ответственности.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы и методические приемы: использование технологии АМО (активные методы обучения)

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с заданиями (6 шт.) , бланки ответов (по количеству учащихся в классе.).

Литература и источники: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», - М.П. Фролов. 5 класс. Сеть интернет – картинки для презентации.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний

и понятий

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего

задания.

3. Подготовка

к осмыслению

нового материала.

10 минут

Добрый день ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. В страну новых знаний и умений. Транспорт, на которым мы отправимся – автобус. А что должно быть у каждого пассажира автобуса?? правильно билет.

Сейчас я каждому вручу билет на наше транспортное средство. На одной части билета напишите, пожалуйста, ваши ожидания от предстоящей поездки, на другой – свои опасения.

(Учитель часть билета с опасениями оставляет себе, а часть билета с ожиданиями ребята оставляют у себя).

Ну что ж, в путь!. Отправляемся в страну новых знаний и умений!.

Здороваются с учителем.

предлагают правильные варианты ответа – (билет).

Каждый ученик заполняет свой билет на автобус.

2. Целеполагание

3 мин.

Ребята! В нашей повседневной жизни мы пользуемся самыми различными средствами бытовой химии, лекарствами, бытовым газом на кухне. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды и раковин, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке. Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ.

Сегодня же на уроке вам предстоит узнать, как опасные вещества воздействуют на людей, научиться определять характер опасности бытовых химикатов и правильно обращаться с химически опасными веществами, узнать об отрицательном влиянии на организм недоброкачественных продуктов питания и как избежать пищевого отравления, научиться грамотно действовать в случае появления запаха газа.

3. Изучение нового материала

4. Изучение нового материала.

5. Выбор способа действий.

15 минут

Ребята, вы когда-нибудь слышали про опасные вещества? Как вы думаете, что к ним относится?

Давайте запишем в тетрадях определение.

слайд №2 . Опасные вещества – это такие вещества, использование которых или употреблении их в пищу могут принести вред своему здоровью или здоровью окружающих.

слайд №3 . Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки? О чём мы можем догадаться, глядя на них?

слайд №4

Опасные вещества, мы можем условно разделить на четыре группы :

    Относительно безопасные. Они не имеют никаких предупредительных надписей и знаков на упаковках.

    Опасные для глаз и кожи.

Они опасны только тогда, когда попадают на открытые участки кожи и в глаза.

    Огнеопасные .

Имеют надписи, запрещающие их использовать вблизи открытого огня.

    Ядовитые.

Имеют на упаковках предупредительные надписи «Яд», «Ядовито».

Встречали ли вы у себя дома, опасные вещества? Используете ли вы их по назначению? Читаете ли предупредительные надписи на этикетках?

Слайд №5 Здесь на картинке мы видим относительно безопасное

вещество. А приведите еще примеры подобных веществ?

Слайд №6 Здесь на картинке мы видим опасные для глаз и кожи вещества.

Какую ТБ мы должны соблюдать при работе с подобными веществами?

слайд №7. Огнеопасные вещества.

Где мы должны хранить подобные вещества?

слайд №8. Ядовитые вещества.

Кто может пользоваться такими веществами? Можно ли детям доверять использовать подобные средства?

Слайд №9.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд, нам с вами нужно дополнить текст техники безопасности, при работе с различными видами опасных веществ.

1 слово …

2 слово …

3 слово ….

4 слово …

10 слайд

1 слово ….

2 слово ….

3 слово….

4 слово…..

11 слайд

12 слайд

Во время просмотра слайдов, учащиеся конспектируют необходимую информацию.

Предполагаемые ответы детей:

Слышали. Используются дома в хозяйственных целях.

Стиральные порошки, лаки, краски, и т.д.

О том, что еще древние люди использовали ядовитые вещества в своих личных целях.

Встречали. Предупредительные надписи в большинстве случаев не читаем.

мыло, шампунь, средства для укладки волос и т.д.

Работать с такими веществами только в защитных перчатках, при попадании в глаза и на кожу немедленно промыть водой.

Вдали от открытого огня, Не распылять рядом с источниками огня.

Только взрослые, детям ни в коем случае нельзя пользоваться подобными веществами.

инструкцию

комнате

проветрите

вдали от пищевых продуктов

перчатки

комнату

продуктами

водой

инструкцию

огня

помещениях

упаковке

продуктами

перчатками

очками

руки

4. Систематизация полученных знаний.

6. Отработка

способа действий.

7 мин.

Ребята, сейчас вы разделитесь на 6 равных команд. Каждая команда получит свою карточку с информацией и бланки для ответов (приложение №1) , задача каждой группы прочитать свой материал, написанной на карточке и рассказать его остальным ребятам. Во время рассказа материала одной командой, остальные заполняют свои бланки ответов.

Учащиеся в группах выходят и рассказывают материал, остальным ребятам (которые попутно заполняют бланки ответов).

1 группа: «Опасные вещества»

Вы наверное знаете, что некоторые предметы бытовой химии (краски, лаки, растворители и др.) опасны для детей. Многие из этих жидкостей ядовиты. Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. Условно их можно разделить на четыре группы:

безопасные (не имеют предупредительных надписей);

относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определённые участки тела, например в глаза);

огнеопасные (имеют надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);

ядовитые (с надписью яд или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкцией с описанием порядка и способа применения, а также мер безопасности при хранении и использовании.

2 группа: Бытовой газ

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом, чтобы можно было обнаружить утечку газа. От взрыва газа в жилых домах, прежде всего, страдают люди, больше всего дети и подростки.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, выполняйте следующие правила:

Не открывайте газовые краны максимально ;

Не оставляйте включенную плиту без присмотра (закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли и залить огонь, и из открытого крана будет поступать в квартиру газ).

Бытовой газ

Использование в быту газовых плит очень облегчило приготовление пищи, однако при неполном сгорании бытовой газ создаёт опасность отравления и при его утечке может произойти взрыв.

При запахе газа в квартире необходимо:

Выключить конфорки газовой плиты;

Не включать электричество, не зажигать спички и свечи;

Выключить электрические приборы ;

Перекрыть газовый кран ;

Открыть окна, балкон, чтобы проветрить помещение ;

Если газ продолжает поступать, попросить соседей или самому позвонить по телефону 04 .

группа № 4

Лекарства

Их обычно считают не просто полезными, а даже спасительными. Но многие из них, если их употребляют в больших количествах, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребёнка.

Причиной отравления может стать и обычный градусник: он содержит ядовитое вещество – ртуть . Если градусник разбился и своевременно не приняты меры, пары ртути могут вызвать отравление. Ртуть проникает в полы, мебель, домашние предметы. Обнаружить пары ртути могут специалисты.

Обезвредить ртуть очень сложно и дорого, а вылечить людей, отравившихся парами ртути, совсем не просто. Поэтому не стоит баловаться с приборами, содержащими ртуть .

Если вы случайно разбили термометр или другое устройство, содержащее ртуть, сразу сообщите об этом взрослым (ртуть необходимо собрать и поместить в банку с водой, закрыть крышкой ).

Группа №5

Бытовая и прочая химия

Самое главное для вас условие в обращении с химически опасными веществами – не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.

Как надо обращаться со средствами бытовой химии:

Никогда не пользуйтесь незнакомыми препаратами бытовой химии, если рядом нет взрослых;

Не пейте жидкости из незнакомых бутылок и банок , особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;

Не пользуйтесь спичками и другим огнём рядом с банками или бутылками с резким запахом ;

Попросите взрослых хранить химически опасные вещества в закрывающихся шкафчиках ;

Если вы увидели, что краску или лак перелили в другую бутылку, сделайте на ней предупредительную надпись .

группа №6

Продукты питания

Отравление может быть вызвано не только вредными и ядовитыми веществами. Очень часто отравиться можно ядовитыми растениями и грибами, недоброкачественными продуктами питания. Заражение продуктов может быть связано не только с неправильными условиями хранения, но и с отсутствием кулинарной обработки.

Как избежать пищевого отравления:

Не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны ;

Не ешьте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истёк, если от них идёт неприятный запах и они вызывают подозрение;

Не пользуйтесь грязной посудой ;

Всегда, где бы вы ни были, мойте руки перед едой .

При первых признаках отравления (колики в животе, слабость, головокружение) немедленно сообщите родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).

5. Формулировка основных выводов по изученной теме.

7. Закрепление

изученного.

8. Итог урока.

10 мин.

Сейчас мы с вами решим ситуационные задачи и подумаем, как бы мы поступили в той или иной ситуации.

Задача 1. Придя домой, вы почувствовали запах газа.

    Позвонить родителям или в аварийную службу из дома.

    Пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу.

    Открыть окна и двери.

    Проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль.

    Зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идёт газ.

    Включить свет, чтобы было виднее.

Задача 2 . Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.

    Плотно закрыть дверь в кухню.

    Выключить телевизор.

    Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.

    Открыть окно.

    Позвонить соседям и попросить о помощи.

Задача 3 . Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.

    Не предпринимать никаких действий.

    Дать высохнуть луже уксуса.

    Сделать самодельную ватно-марлевую повязку, смочить её раствором соды и дышать через неё.

    Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно.

    Открыть окно и проветрить помещение.

Задача 4 . Вы играли дома в больницу и случайно разбили градусник. Капельки ртути раскатились по полу.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Поиграть шариками ртути.

    Постараться их собрать веником.

    Выбросить собранную ртуть в помойное ведро.

    Ничего не сказать родителям, чтобы не ругали.

    Сообщить родителям о случившемся.

    Поместить собранную ртуть в банку с водой.

Сегодня на уроке, мы с вами выяснили, что же такое «опасное вещество», научились их классифицировать и теперь знаем техник безопасности при работе с теми или иными веществами.

Ребята, на доске написано, домашнее задание. Запишите его, пожалуйста, в дневники.

Дети слушают условия ситуационной задачи и отвечают, по поднятой руке, объясняя, почему они выбрали тот или иной вариант ответа.

Предполагаемые ответы

детей:

задача №1.

Ни в коем случае нельзя зажигать спички, включать свет, при запахе газа дома.

Необходимо Отрыть окна и двери, чтобы проветрить помещение, проверить конфорки, все ли закрыты, позвонить родителям и в аварийно-спасательную службу.

Задача №2.

Ни в коем случае нельзя включать свет, включать и выключать электроприборы (в том числе и телевизор). Нужно перекрыть газовый кран, открыть окно, позвонить соседям и

попросить о помощи.

задача №3.

Сделать самодельную ватно-марлевую повязку и дышать через неё, открыть окно и проветрить помещение, взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.

задача№4.

Ни в коем случае нельзя играть с шариками ртути и выбрасывать ртуть в мусорное ведро.

Нужно постараться собрать шарики ртути веником и опустить их в банку с водой.

Обязательно сообщить родителям о случившемся.

ФИ уч-ся _______________ Тема урока «ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА В БЫТУ И ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С НИМИ»

1. ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Опасные вещества можно разделить на 4 группы:

4. ЛЕКАРСТВА

1. Почему градусник может стать причиной отравления?

2. Как обращаться с приборами, содержащими ртуть?

2. БЫТОВОЙ ГАЗ

Как пользоваться газовой плитой?

5. БЫТОВАЯ И ПРОЧАЯ ХИМИЯ

Правила обращения со средствами бытовой химии:

3. БЫТОВОЙ ГАЗ

При запахе газа в квартире необходимо:

6. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Как избежать пищевого отравления

САМООЦЕНКА: _______