ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Передвижение веществ по стеблю. Движение и обмен веществ в организме (19 ч.) «биология. основы общей биологии»

Подробное решение параграф § 43 по биологии Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. 2016

Вопросы для повторения

Вопрос 1. Что обеспечивает подвижность скелета человека?

Подвижность скелета обеспечивают соединения костей, суставы.

Вопрос 2. В чём преимущество внутреннего скелета человека по сравнению с внешним скелетом многих животных?

Преимущество внешнего скелета состоит в том, что он может расти вместе со всеми органами. Внутренний скелет не может расти вместе с органами – он состоит из хитина (по крайней мере у членистоногих) и пропитан солями кальция, поэтому животным с внешним скелетом приходится периодически линять – сбрасывать экзоскелет, чтобы "подрасти".

Вопрос 3. В чём смысл ограниченной подвижности суставов (сравните подвижность плечевого сустава с коленным)?

Степень подвижности плечевых суставов также определяется здоровьем внутренних органов. Широко известен факт, что приступ ишемической болезни сердца может сопровождаться болью не только в самом сердце, но и в левом плечевом суставе, руке и лопатке. Факт менее известный: состояние правого плечевого сустава зависит от состояния печени.

Вопрос 4. Какова роль кожи в работе других систем органов?

Кожа защищает организм от негативного воздействия многих веществ. Кожные покровы защищают от проникновения в организм вредных вирусов и бактерий.

Вопрос 5. Почему обмен веществ в клетках человека невозможен без многоклеточных систем органов?

Для того, чтобы выводить продукты обмена веществ нужна целая система органов, одной клетке с такой задачей не справиться. Процесс выделения имеет важное значение для гомеостаза, он обеспечивает освобождение организма от конечных продуктов обмена, которые уже не могут быть использованы, чужеродных и токсических веществ, а также избытка воды, солей и органических соединений, поступивших с пищей или образовавшихся в результате обмена веществ. Основное значение органов выделения состоит в поддержании постоянства состава и объема жидкости внутренней среды организма, прежде всего крови.

Вопрос 6. Почему активный образ жизни способствует укреплению всех систем органов, а не только опорно-двигательной?

Все системы органов взаимосвязаны. Активный образ жизни укрепляет дыхательную систему, развивает легкие посредством нагрузок на сердце. Сердце – это уже кровеносная система. Опорно-двигательная система: укрепляется мышечная ткань. При физических нагрузках ускоряется обмен веществ.

Вопрос 7. Почему для организма необходимо не только питание, но и дыхание?

Процессы питания и дыхания неотделимы друг от друга. Они составляют один единый процесс – энергетический обмен. В процессе дыхания организм получает кислород, а выделяет углекислый газ, жидкость и отработанную энергию.

Вопрос 8. Почему мы едим 3–4 раза в день, а дышим каждую секунду?

Почему мы едим 3–4 раза в день, а дышим каждую секунду, так как для окисления пищи необходимо много кислорода.

Вопрос 9. Почему выделительная функция организма необходима? Почему в организме невозможно «безотходное производство»?

Выделительная функция необходима, потому что в продуктах жизнедеятельности содержатся вредные вещества, к примеру, токсины, а они отравляют организм.

Вопрос 10. Какую роль играет скелет в процессе дыхания?

Грудная клетка поддерживает органы дыхания, а также некоторые кости (губчатые в основном) участвуют в кроветворении.

Вопрос 11. Где в организме начинается и где заканчивается процесс питания? Какую роль в нём играет пищеварение? Какова функция других систем органов?

Процесс питания начинается в ротовой полости и заканчивается на выходе из прямой кишки. Пищеварение способствует расщеплению сложных органических молекул до простых соединений. Кровеносная система транспортирует питательные вещества к клеткам и тканям, а выделительная система – удаляет продукты обмена из организма.

Вопрос 12. Как разные системы органов участвуют в процессе движения?

В движении учувствует опорно-двигательная система, выделительная система, нервная система, а также органы чувств.

Что означают эти понятия?

Опорно-двигательная система – это функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов) и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов, образует человеческое тело.

Осевой скелет – это кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина.

Скелет конечностей – это совокупность костей, находящихся в конечностях.

Пояса конечностей – это кости, служащие опорой скелету конечностей.

Кость – это твёрдый орган живого организма. Состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная.

Надкостница – это соединительнотканная пленка, окружающая кость снаружи. Имеет большое функциональное значение - служит источником костеобразования при росте кости в толщину у детей.

Хрящ – это один из видов соединительной ткани, отличается плотным, упругим межклеточным веществом, образующим вокруг клеток-хондроцитов и групп их особые оболочки, капсулы.

Связки – это части сустава, которые состоят из соединительной ткани. Они прикреплены к соединяющимся костям.

Сухожилия – это соединительнотканная часть мышц, посредством которой они прикрепляются к костям.

Суставы – это подвижные соединения костей скелета, разделённых щелью, покрытые синовиальной оболочкой и суставной сумкой.

Поперечно-полосатые мышцы – это упругая, эластичная ткань, способная сокращаться под влиянием нервных импульсов: один из типов мышечной ткани.

Гладкие мышцы – это сократимая ткань, в отличие от поперечнополосатых мышц не имеющая поперечной иссеченности.

Антагонисты – представляют собой мышечные группы или мышцы, выполняющие противоположные анатомические функции.

Синергисты – это мышцы, которые действуют вместе в одном направлении, вызывая сходный эффект (пример - сгибание)

Утомление – это физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы.

Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.

Вывих – это нарушение конгруэнтности суставных поверхностей костей, как с нарушением целостности суставной капсулы, так и без нарушения, под действием механических сил (травма) либо деструктивных процессов в суставе.

Растяжение связок – это распространённый вид травмы. Растяжение обычно возникает при резких движениях в суставе, превышающих его нормальную амплитуду.

Перелом – это полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.

Эпидермис – это наружный слой кожи. Является многослойным производным эпителия.

Дерма – это собственно кожа, соединительнотканная часть кожи у позвоночных животных и человека.

Гиподерма – это 3-й, последний, нижний слой кожи. Находится непосредственно под дермой, но чёткая граница между этими слоями отсутствует.

Потовые железы – это кожные железы млекопитающих, выделяющие пот. Относятся к железам наружной секреции. Имеют простую, не разветвлённую трубчатую форму.

Сальные железы – это железы наружной секреции, которые располагаются в коже человека, относятся к голокриновым железам.

Волосяные луковицы – это корень волоса вместе с окружающим его корневым влагалищем. К фолликулу прикреплены сальные железы, а также иногда потовая железа.

Легочное дыхание – это газообмен между организмом и окружающим его атмосферным воздухом.

Клеточное дыхание – это совокупность биохимических реакций, протекающих в клетках живых организмов, в ходе которых происходит окисление углеводов, липидов и аминокислот до углекислого газа и воды.

Носовая полость – это полость, в которой у позвоночных расположены органы обоняния.

Трахея – это орган позвоночных животных и человека, являющийся частью воздухоносных путей; расположен между гортанью и бронхами.

Бронхи – это ветви дыхательного горла у высших позвоночных (амниот) (в том числе человека). Бронхи составляют воздухоносные пути, в них не идёт газообмен (так называемое анатомическое мёртвое пространство).

Легкие – это органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров).

Альвеолы – это структурно-функциональная единица легких, оплетены густой сетью капилляров. в альвеолах происходит газообмен.

Закаливание – это метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела).

Искусственное дыхание – это комплекс мер, направленных на поддержание оборота воздуха через легкие у человека (или животного), переставшего дышать.

Пищеварительные железы – это железы, вырабатывающие пищеварительные соки и ферменты.

Слюнные железы – это железы в ротовой полости, выделяющие слюну.

Молочные зубы – это первый комплект зубов у людей и многих других млекопитающих. Молочные зубы у людей прорезываются после рождения в определённой последовательности.

Кариес – это сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Перистальтика – это волнообразное сокращение стенок полых трубчатых органов (пищевода, желудка, кишечника, мочеточников и др.), способствующее продвижению их содержимого к выходным отверстиям.

Желудочный сок – это ложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка.

Печень – это жизненно важная железа внешней секреции позвоночных животных, в том числе и человека, находящаяся в брюшной полости (полости живота).

Поджелудочная железа – это орган пищеварительной системы; крупнейшая железа, обладающая внешнесекреторной и внутренне-секреторной функциями.

Желчный пузырь – это орган позвоночных животных и человека, в котором накапливается поступающая из печени жёлчь для высвобождения в тонкий кишечник под воздействием гормона холецистокинина.

Желчь – это жёлтая, коричневая или зеленоватая, очень горькая на вкус, имеющая специфический запах, выделяемая печенью и накапливаемая в жёлчном пузыре жидкость.

Аппендикс – это придаток слепой кишки.

Кишечная флора – это микроорганизмы, которые живут в желудочно-кишечном тракте в симбиозе с носителем.

Незаменимые аминокислоты – это необходимые аминокислоты, которые не могут быть синтезированы в том или ином организме, в частности, в организме человека. Поэтому необходимо их поступление в организм с пищей.

Пищевой рацион – это количество и состав продуктов питания, необходимых человеку в сутки; питание считается рациональным.

Витамины – это незаменимые органические вещества пищи, поступающие в организм в очень малых количествах

Авитаминоз – это заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Макроэлементы – это вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Микроэлементы – это химические элементы, присутствующие в тканях человека, животных и растений в так называемых следовых количествах.

Почки – это образования бобовидной формы, снаружи покрытые плотной фиброзной капсулой.

Мочеточники – это полый трубчатый орган, соединяющий почку с мочевым пузырём (у большинства млекопитающих) или клоакой (у птиц, рептилий и земноводных).

Мочевой пузырь – это непарный полый орган выделительной системы позвоночных животных и человека, расположенный в малом тазу.

Мочеиспускательный канал – это непарный трубчатый орган мочевыделительной (мочеполовой) системы человека и других позвоночных животных, соединяющий мочевой пузырь со внешней средой.

Нефрон – это структурно-функциональная единица почки.

Первичная моча – это жидкость, образующаяся в почечных тельцах почек непосредственно после отделения (ультрафильтрации) растворённых в крови низкомолекулярных веществ.

Вторичная моча – это жидкость, образующаяся в почках после удаления из первичной мочи избытков воды, ценных для организма минеральных солей и органических веществ.

Мочекаменная болезнь – это заболевание, проявляющееся образованием камней (конкрементов) в почках и других органах мочевыделительной системы.

Одно из важнейших свойств всех живых организмов -способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.

Движение одноклеточных организмов

Одноклеточные организмы могут передвигаться разными способами. Многие бактерии, одноклеточные и простейшие животные передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся, как правило, волнообразно- Инфузории перемещаются в пространстве с помощью ресничек. Они более чем в 10 рая короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника. обыкновенная движется с помощью временных выростов - ложноножек. Она словно перетекает по дну. Выпуская ложноножки, амеба движется со скоростью 0,2 мм в минуту.

Движение растений и грибов

Растения и , в отличие от животных, не передвигаются в пространстве. Однако это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений грибов и растений результат их роста. Гормон роста, образующийся в клетках растений на верхушке , очень чувствителен к свету, поэтому теневая сторона растет быстрее освещенной и стебель изгибается в направлении к свету. У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света - вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.

Благодаря движению органы растений могут максимально использовать свет, влагу и питательные вещества.

Движение животных

В отличие от растений и грибов большинство многоклеточных животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, спасения от хищников. Именно поэтому у них в процессе исторического развития выработалась сложная опорно-двигательная система. Основа такой системы - скелет. У позвоночных животных скелет внутренний, он построен из костной и хрящевой тканой. Части сколота соединяются неподвижно или с помощью суставов. Скелет служит местом для прикрепления мышц При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит
к различным движениям. Согласованную работу мышц, их сокращение и расслабление обеспечивает нервная система.

Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности. Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей. У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей это видоизмененные передние конечности. Крылья и других насекомых - это выросты покровов.

У одноклеточных животных, например у амебы обыкновенной, инфузории-туфельки, переносу веществ способствует постоянное движение цитоплазмы.

Клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества из омывающей их тканевой жидкости. У червей, насекомых и других беспозвоночных животных эта жидкость циркулирует по всему телу и называется гемолимфой . Самая совершенная система переноса веществ - кровеносная. Она есть у многих животных.

У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь. Она движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Кровь непрерывно приносит каждой живой клетке кислород и питательные вещества, а уносит образующиеся в клетках углекислый газ, излишки воды, ненужные продукты обмена веществ.

Кровь позвоночных животных, в том числе и человека, состоит из жидкой кровяной плазмы и находящихся в ней форменных элементов: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов (рис. 59). Эритроциты участвуют в процессе дыхания, красный цвет им придает железосодержащий белок гемоглобин. Он участвует в переносе кислорода. Лейкоциты выполняют в организме животных и человека защитные функции, уничтожая проникших в организм бактерий и вирусов.

Рис. 59. Плазма и форменные элементы крови

У животных гемолимфа и кровь являются основными переносчиками питательных веществ и кислорода, а также средством удаления из организма продуктов обмена. Движение гемолимфы и крови по сосудам обеспечивает специальный орган - сердце. Оно работает как насос.

У дождевого червя функции сердца выполняют несколько толстых кольцевых сосудов, расположенных в передней части тела. У насекомых спинной сосуд разделен на камеры. Он сообщается с полостью тела через отверстия с клапанами, которые пропускают кровь только в одном направлении (вперед) и закрываются при обратном движении крови.

Рыбы имеют сердце, состоящее из двух мышечных камер. Они по очереди сокращаются и с силой прогоняют кровь к жабрам.

Птицы и звери имеют более сложное сердце, состоящее из четырех камер - двух предсердий и двух желудочков (рис. 60).

Рис. 60. Строение сердца

Ответьте на вопросы

  1. Каково значение сердца в транспорте веществ у животных?
  2. Из чего состоит кровь?
  3. Какие функции выполняет кровь?

Новые понятия

Гемолимфа. Кровь. Сердце. Кровеносные сосуды.

Подумайте!

Чем различается транспорт веществ у растений и животных?

Технологическая карта урока

Тема: Движение веществ в организмах животных.

6 класс.

Цель: Изучить особенности движения веществ в организмах животных

Задачи:

1. изучить различные особенности переноса веществ в организмах животных

2. сформировать понятие о переносе веществ у беспозвоночных животных

3. сформировать понятие у учащихся об органах, образующих кровеносную систему

4. развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Планируемый результат: называть компоненты транспортной системы животных; уметь составлять схемы отображающие транспорт веществ, круги кровообращения; сворачивания информации; понимать принципы движения крови и гемолимфы в организмах животных.

Основные термины и понятия: диффузия, замкнутая кровеносная система, сердце, незамкнутая кровеносная система, сердца, сосуды, артерии, вены, капилляры.

Основное содержание:

1. Вещества поступающие и выводящие из организма.

2. Тип Простейшие.

3. Тип Кишечнополостные.

4. Тип Плоские и Круглые черви.

5. Кровеносная система:

Незамкнутая кровеносная система

Замкнутая кровеносная система.

Ресурсы:

Учебник: «Транспорт веществ в организме», стр. соответствуют учебнику

Компьютерная презентация по теме: «Транспорт веществ в организме животных», выполненная в программе Microsoft Office Power Point.

Домашнее задание: «Транспорт веществ в организме», стр. соответствуют учебнику, записи в тетради, ответить на вопросы теста в конце параграфа, составить тест по теме из 10 вопросов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ОРГАНИЗМАХ ЖИВОТНЫХ В

Цель: изучить особенности движения веществ в организмах животных.

ПЛАН УРОКА Вещества поступающие и выводящиеся из организма животных 2. Тип Простейшие 3. Тип Кишечнополостные 4. Тип Плоские и Круглые черви 5. Кровеносная система - незамкнутая кровеносная система - замкнутая кровеносная система

ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ И ВЫВОДЯЩИЕСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО 2) КИСЛОРОД (О 2) ВОДА (Н 2 О) ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ И ВЫВОДЯЩИЕСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО 2) КИСЛОРОД (О 2) ВОДА (Н 2 О)

ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ) Амеба обыкновенная? ? ? ?

ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ) Амеба обыкновенная Н 2 О, О 2 Н 2 О, СО 2 Вещества минеральные Вещества органические Вещества минеральные Вещества органические

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Гидра пресноводная? ? ? ? ? ?

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Гидра пресноводная Н 2 О Н 2 О Вещества минеральные Вещества органические Вещества минеральные Вещества органические О 2 СО 2 Диффузия – свободный транспорт веществ, через клеточную оболочку.

ТИП ПЛОСКИЕ и КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Поглощение веществ Выведение веществ всей поверхностью тела (диффузия) пищеварительная система (рот) О 2 , Н 2 О, питательные вещества питательные вещества всей поверхностью тела (диффузия) пищеварительная система (рот) продукты метаболизма СО 2 Н 2 О

ТИП ПЛОСКИЕ и КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Поглощение веществ Выведение веществ

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА – СИСТЕМА ОРГАНОВ, ПЕРЕНОСЯЩАЯ ПО ОРГАНИЗМУ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КИСЛОРОД И ВЫВОДЯЩАЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ПРОДУКТЫ МЕТАБОЛИЗМА И УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ ГЕМОЛИМФА СОСУДЫ СЕРДЦЕ СЕРДЦА 1. АРТЕРИИ 2. ВЕНЫ 3. КАПИЛЛЯРЫ

НЕЗАМКНУТАЯ ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА Кровь (гемолимфа) течет не только по сосудам, но и выходит в полость тела Кровь течет только по сосудам Представители: Моллюски Членистоногие Представители: Позвоночные Кольчатые черви Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие

СЕРДЦЕ СОСУДЫ АРТЕРИИ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ ПОЛОСТЬ ТЕЛА СОСУДЫ ВЕНЫ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ НЕЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ – ГЕМОЛИМФА БЕСЦВЕТНАЯ ЖИДКОСТЬ

СЕРДЦЕ СОСУДЫ АРТЕРИИ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ КАПИЛЛЯРЫ всего организма СОСУДЫ ВЕНЫ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ – красного цвета содержит гемоглобин

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

НЕЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ У ДАННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ. Тип Простейшие Тип Гидроидные

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ У ДАННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ. Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Плоские черви

ОПРЕДЕЛИТЕ У КАКИХ ЖИВОТНЫХ КАКОЙ ТИП КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ. Тип Кольчатые черви Тип Членистоногие Тип Моллюски

ОПРЕДЕЛИТЕ У КАКИХ ЖИВОТНЫХ КАКОЙ ТИП КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ. Класс Пресмыкающиеся Класс Рыбы Класс Птицы Класс Земноводные Класс Млекопитающие


Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о строении кровеносных систем животных;
  • познакомить со строением сердца, видами сосудов и составом крови.
  • объяснить зависимость усложнения строения организма и строения кровеносной системы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Передвижение веществ в организме животных» (Приложение 1 . Программа Smart Notebook), интерактивная доска, микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим изучать передвижение веществ в живых организмах. Но сначала проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

Задание «Верно - неверно». Вы ставите «+» если считаете, что данное суждение верно, «-« если неверно.

I вариант

  1. Вода в растении картофеля перемещается из листьев в клубень.
  2. Органические вещества передвигаются в растении по сосудам древесины.
  3. Движение цитоплазмы способствует медленному перемещению хлоропластов вдоль клеточной стенки.
  4. Подсолнечник ежедневно теряет до 3 литров воды.
  5. Сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящими тканями.
  6. При испарении воды листья растения охлаждаются.
  7. Органические вещества перемещаются по ситовидным трубкам из листьев в другие части растения.
  8. Вода поступает в растение через листья.

II вариант

  1. Движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.
  2. Передвижение веществ в растении обеспечивает образовательная ткань.
  3. Вода в растении перемещается из листьев в стебли.
  4. Основная ткань образует жилки листа.
  5. Вода испаряется с поверхности клеток в виде пара через устьица.
  6. Движение воды и минеральных веществ в растении осуществляется по клеткам и сосудам.
  7. Старый дуб ежедневно теряет до 2 литров воды.
  8. Вода поступает в растение через корневые волоски.

Карточка для ответа.

Фимилия Имя _______________________________________

Взаимопроверка. Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Взаимопроверка в парах (результаты обнародовать; поднять руки у кого оценка «5», «4», «3», «2»).

Оценка «5»-0 ошибок

Оценка «4»- от 1 до 3 ошибок

Оценка «3»- 4 ошибки

Оценка «2»- от 5 и более ошибок.

3. Изучение нового материала.

А сейчас переходим к изучению новой темы.

Сообщение темы урока. Тема урока «Передвижение веществ в организме животных».

На данном уроке изучим особенности переноса веществ в организмах животных, познакомимся со строением и функциями кровеносной системы у многоклеточных животных.

Посмотрите на карту нашей страны.Она пересечена транспортными линиями связи. Нельзя представить себе государство без транспортных линий. Так и в любом организме существуют транспортные линии.

Вы уже знаете, что перенос веществ в организме – это жизненно-необходимый процесс. Если бы мы могли заглянуть внутрь живых организмов то увидели бы следующее. В одноклеточных организмах животных (например, амеба, инфузория-туфелька) перемещение питательных веществ в клетке происходит за счет движения цитоплазмы. При этом у амебы происходит перекатывание цитоплазмы, а, следовательно, перемешивание питательных веществ. У инфузории-туфельки осуществляется круговое движение цитоплазмы, которое приводит к распределению веществ в клетке.

Многоклеточные животные для переноса веществ имеют особые системы органов.

У них перенос питательных веществ и газов выполняет кровь или гемолимфа, образуя особую систему – кровеносную. Она состоит из сердца и сосудов, по которым движется кровь. Например, дождевой червьимеет развитую кровеносную систему. Она состоит изсосудов,по которым движется кровь.Кровь – жидкость красного цвета, которая находится внутри кровеносных сосудов.

Кровьсостоит из плазмы и клеток крови.Плазма – это бесцветная жидкость. Клетки крови делятся на красные – эритроциты, белые – лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество – пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Таким образом, осуществляя транспортную и дыхательную функции крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови, например при ранении.

Работа с микроскопами

У Вас на столах есть микроскопы и микропрепараты крови человека и лягушки, давайте рассмотрим их, определим сходства и отличия.

Итак, Вы увидели, что эритроциты лягушки крупнее, чем у человека. Они имеют шарообразную форму и ядро. А у человека – ядра нет и форма двояковогнутого диска, что увеличивает площадь соприкосновения с кислородом и они могут переносить больше кислорода.

Давайте подведем итог: Каковы же функции крови?

  1. Разносит по организму питательные вещества и кислород
  2. Выносит углекислый газ и продукты распада
  3. Защищает от болезнетворных микроорганизмов.

У дождевого червя кровеносная система состоит из сосудов. Движение крови по сосудам обеспечивается сокращением кольцевых сосудов. Они соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую систему.

У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови, сходные с функциями крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

Итак, у животных бывает замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.

У позвоночных животных к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца.

Среди сосудов различают артерии, несущие кровь от сердца, вены – несущие к сердцу, и мельчайшие сосуды – капилляры, которые пронизывают все тело животного. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями.

Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращения желудочков выталкивают ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.

Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую кровеносную систему. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы идут быстро с выделением большого количество энергии.

С усложнением строения животных усложнялась и кровеносная система:

  • рыбы имеют 2-х камерное сердце (предсердие и желудочек) и один круг кровообращения;
  • земноводные – 3 камеры (2 предсердия и 1 желудочек) и два круга кровообращения;
  • пресмыкающиеся 3 камеры (за исключением крокодила) и два круга кровообращения;
  • птицы и млекопитающие 4-х камерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.

Итак, в заключении хочу задать Вам вопрос: Каково значение кровеносной системы? (Ответы детей.)

4. Закрепление материала.

1. Составить кластер 1 вариант - «Кровь» и 2 вариант - «Сердце».

2. Работа с интерактивным заданием у доски (Приложение 2).

5. Домашнее задание.

1. Параграф №12 (страница 74-77).

2. Подготовить дополнительную информацию о животных с необычным цветом крови.

6. Рефлексия.

У вас на столах лежат яблоки красного, зеленого и желтого цвета. Прошу Вас выразить свое отношение к уроку. Красный цвет – понравился, желтый – не очень, зеленый – не понравился.

А теперь давай повесим яблоки на дерево и посмотрим, каким оно окажется!