Подробное решение параграф § 43 по биологии Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. 2016
Вопросы для повторения
Вопрос 1. Что обеспечивает подвижность скелета человека?
Подвижность скелета обеспечивают соединения костей, суставы.
Вопрос 2. В чём преимущество внутреннего скелета человека по сравнению с внешним скелетом многих животных?
Преимущество внешнего скелета состоит в том, что он может расти вместе со всеми органами. Внутренний скелет не может расти вместе с органами – он состоит из хитина (по крайней мере у членистоногих) и пропитан солями кальция, поэтому животным с внешним скелетом приходится периодически линять – сбрасывать экзоскелет, чтобы "подрасти".
Вопрос 3. В чём смысл ограниченной подвижности суставов (сравните подвижность плечевого сустава с коленным)?
Степень подвижности плечевых суставов также определяется здоровьем внутренних органов. Широко известен факт, что приступ ишемической болезни сердца может сопровождаться болью не только в самом сердце, но и в левом плечевом суставе, руке и лопатке. Факт менее известный: состояние правого плечевого сустава зависит от состояния печени.
Вопрос 4. Какова роль кожи в работе других систем органов?
Кожа защищает организм от негативного воздействия многих веществ. Кожные покровы защищают от проникновения в организм вредных вирусов и бактерий.
Вопрос 5. Почему обмен веществ в клетках человека невозможен без многоклеточных систем органов?
Для того, чтобы выводить продукты обмена веществ нужна целая система органов, одной клетке с такой задачей не справиться. Процесс выделения имеет важное значение для гомеостаза, он обеспечивает освобождение организма от конечных продуктов обмена, которые уже не могут быть использованы, чужеродных и токсических веществ, а также избытка воды, солей и органических соединений, поступивших с пищей или образовавшихся в результате обмена веществ. Основное значение органов выделения состоит в поддержании постоянства состава и объема жидкости внутренней среды организма, прежде всего крови.
Вопрос 6. Почему активный образ жизни способствует укреплению всех систем органов, а не только опорно-двигательной?
Все системы органов взаимосвязаны. Активный образ жизни укрепляет дыхательную систему, развивает легкие посредством нагрузок на сердце. Сердце – это уже кровеносная система. Опорно-двигательная система: укрепляется мышечная ткань. При физических нагрузках ускоряется обмен веществ.
Вопрос 7. Почему для организма необходимо не только питание, но и дыхание?
Процессы питания и дыхания неотделимы друг от друга. Они составляют один единый процесс – энергетический обмен. В процессе дыхания организм получает кислород, а выделяет углекислый газ, жидкость и отработанную энергию.
Вопрос 8. Почему мы едим 3–4 раза в день, а дышим каждую секунду?
Почему мы едим 3–4 раза в день, а дышим каждую секунду, так как для окисления пищи необходимо много кислорода.
Вопрос 9. Почему выделительная функция организма необходима? Почему в организме невозможно «безотходное производство»?
Выделительная функция необходима, потому что в продуктах жизнедеятельности содержатся вредные вещества, к примеру, токсины, а они отравляют организм.
Вопрос 10. Какую роль играет скелет в процессе дыхания?
Грудная клетка поддерживает органы дыхания, а также некоторые кости (губчатые в основном) участвуют в кроветворении.
Вопрос 11. Где в организме начинается и где заканчивается процесс питания? Какую роль в нём играет пищеварение? Какова функция других систем органов?
Процесс питания начинается в ротовой полости и заканчивается на выходе из прямой кишки. Пищеварение способствует расщеплению сложных органических молекул до простых соединений. Кровеносная система транспортирует питательные вещества к клеткам и тканям, а выделительная система – удаляет продукты обмена из организма.
Вопрос 12. Как разные системы органов участвуют в процессе движения?
В движении учувствует опорно-двигательная система, выделительная система, нервная система, а также органы чувств.
Что означают эти понятия?
Опорно-двигательная система – это функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов) и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов, образует человеческое тело.
Осевой скелет – это кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина.
Скелет конечностей – это совокупность костей, находящихся в конечностях.
Пояса конечностей – это кости, служащие опорой скелету конечностей.
Кость – это твёрдый орган живого организма. Состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная.
Надкостница – это соединительнотканная пленка, окружающая кость снаружи. Имеет большое функциональное значение - служит источником костеобразования при росте кости в толщину у детей.
Хрящ – это один из видов соединительной ткани, отличается плотным, упругим межклеточным веществом, образующим вокруг клеток-хондроцитов и групп их особые оболочки, капсулы.
Связки – это части сустава, которые состоят из соединительной ткани. Они прикреплены к соединяющимся костям.
Сухожилия – это соединительнотканная часть мышц, посредством которой они прикрепляются к костям.
Суставы – это подвижные соединения костей скелета, разделённых щелью, покрытые синовиальной оболочкой и суставной сумкой.
Поперечно-полосатые мышцы – это упругая, эластичная ткань, способная сокращаться под влиянием нервных импульсов: один из типов мышечной ткани.
Гладкие мышцы – это сократимая ткань, в отличие от поперечнополосатых мышц не имеющая поперечной иссеченности.
Антагонисты – представляют собой мышечные группы или мышцы, выполняющие противоположные анатомические функции.
Синергисты – это мышцы, которые действуют вместе в одном направлении, вызывая сходный эффект (пример - сгибание)
Утомление – это физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы.
Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.
Вывих – это нарушение конгруэнтности суставных поверхностей костей, как с нарушением целостности суставной капсулы, так и без нарушения, под действием механических сил (травма) либо деструктивных процессов в суставе.
Растяжение связок – это распространённый вид травмы. Растяжение обычно возникает при резких движениях в суставе, превышающих его нормальную амплитуду.
Перелом – это полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.
Эпидермис – это наружный слой кожи. Является многослойным производным эпителия.
Дерма – это собственно кожа, соединительнотканная часть кожи у позвоночных животных и человека.
Гиподерма – это 3-й, последний, нижний слой кожи. Находится непосредственно под дермой, но чёткая граница между этими слоями отсутствует.
Потовые железы – это кожные железы млекопитающих, выделяющие пот. Относятся к железам наружной секреции. Имеют простую, не разветвлённую трубчатую форму.
Сальные железы – это железы наружной секреции, которые располагаются в коже человека, относятся к голокриновым железам.
Волосяные луковицы – это корень волоса вместе с окружающим его корневым влагалищем. К фолликулу прикреплены сальные железы, а также иногда потовая железа.
Легочное дыхание – это газообмен между организмом и окружающим его атмосферным воздухом.
Клеточное дыхание – это совокупность биохимических реакций, протекающих в клетках живых организмов, в ходе которых происходит окисление углеводов, липидов и аминокислот до углекислого газа и воды.
Носовая полость – это полость, в которой у позвоночных расположены органы обоняния.
Трахея – это орган позвоночных животных и человека, являющийся частью воздухоносных путей; расположен между гортанью и бронхами.
Бронхи – это ветви дыхательного горла у высших позвоночных (амниот) (в том числе человека). Бронхи составляют воздухоносные пути, в них не идёт газообмен (так называемое анатомическое мёртвое пространство).
Легкие – это органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров).
Альвеолы – это структурно-функциональная единица легких, оплетены густой сетью капилляров. в альвеолах происходит газообмен.
Закаливание – это метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела).
Искусственное дыхание – это комплекс мер, направленных на поддержание оборота воздуха через легкие у человека (или животного), переставшего дышать.
Пищеварительные железы – это железы, вырабатывающие пищеварительные соки и ферменты.
Слюнные железы – это железы в ротовой полости, выделяющие слюну.
Молочные зубы – это первый комплект зубов у людей и многих других млекопитающих. Молочные зубы у людей прорезываются после рождения в определённой последовательности.
Кариес – это сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Перистальтика – это волнообразное сокращение стенок полых трубчатых органов (пищевода, желудка, кишечника, мочеточников и др.), способствующее продвижению их содержимого к выходным отверстиям.
Желудочный сок – это ложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка.
Печень – это жизненно важная железа внешней секреции позвоночных животных, в том числе и человека, находящаяся в брюшной полости (полости живота).
Поджелудочная железа – это орган пищеварительной системы; крупнейшая железа, обладающая внешнесекреторной и внутренне-секреторной функциями.
Желчный пузырь – это орган позвоночных животных и человека, в котором накапливается поступающая из печени жёлчь для высвобождения в тонкий кишечник под воздействием гормона холецистокинина.
Желчь – это жёлтая, коричневая или зеленоватая, очень горькая на вкус, имеющая специфический запах, выделяемая печенью и накапливаемая в жёлчном пузыре жидкость.
Аппендикс – это придаток слепой кишки.
Кишечная флора – это микроорганизмы, которые живут в желудочно-кишечном тракте в симбиозе с носителем.
Незаменимые аминокислоты – это необходимые аминокислоты, которые не могут быть синтезированы в том или ином организме, в частности, в организме человека. Поэтому необходимо их поступление в организм с пищей.
Пищевой рацион – это количество и состав продуктов питания, необходимых человеку в сутки; питание считается рациональным.
Витамины – это незаменимые органические вещества пищи, поступающие в организм в очень малых количествах
Авитаминоз – это заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Макроэлементы – это вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека.
Микроэлементы – это химические элементы, присутствующие в тканях человека, животных и растений в так называемых следовых количествах.
Почки – это образования бобовидной формы, снаружи покрытые плотной фиброзной капсулой.
Мочеточники – это полый трубчатый орган, соединяющий почку с мочевым пузырём (у большинства млекопитающих) или клоакой (у птиц, рептилий и земноводных).
Мочевой пузырь – это непарный полый орган выделительной системы позвоночных животных и человека, расположенный в малом тазу.
Мочеиспускательный канал – это непарный трубчатый орган мочевыделительной (мочеполовой) системы человека и других позвоночных животных, соединяющий мочевой пузырь со внешней средой.
Нефрон – это структурно-функциональная единица почки.
Первичная моча – это жидкость, образующаяся в почечных тельцах почек непосредственно после отделения (ультрафильтрации) растворённых в крови низкомолекулярных веществ.
Вторичная моча – это жидкость, образующаяся в почках после удаления из первичной мочи избытков воды, ценных для организма минеральных солей и органических веществ.
Мочекаменная болезнь – это заболевание, проявляющееся образованием камней (конкрементов) в почках и других органах мочевыделительной системы.
Одно из важнейших свойств всех живых организмов -способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.
Движение одноклеточных организмов
Одноклеточные организмы могут передвигаться разными способами. Многие бактерии, одноклеточные и простейшие животные передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся, как правило, волнообразно- Инфузории перемещаются в пространстве с помощью ресничек. Они более чем в 10 рая короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника. обыкновенная движется с помощью временных выростов - ложноножек. Она словно перетекает по дну. Выпуская ложноножки, амеба движется со скоростью 0,2 мм в минуту.
Движение растений и грибов
Растения и , в отличие от животных, не передвигаются в пространстве. Однако это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений грибов и растений результат их роста. Гормон роста, образующийся в клетках растений на верхушке , очень чувствителен к свету, поэтому теневая сторона растет быстрее освещенной и стебель изгибается в направлении к свету. У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света - вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.
Благодаря движению органы растений могут максимально использовать свет, влагу и питательные вещества.
Движение животных
В отличие от растений и грибов большинство многоклеточных животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, спасения от хищников. Именно поэтому у них в процессе исторического развития выработалась сложная опорно-двигательная система. Основа такой системы - скелет. У позвоночных животных скелет внутренний, он построен из костной и хрящевой тканой. Части сколота соединяются неподвижно или с помощью суставов. Скелет служит местом для прикрепления мышц При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит
к различным движениям. Согласованную работу мышц, их сокращение и расслабление обеспечивает нервная система.
Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности. Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей. У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей это видоизмененные передние конечности. Крылья и других насекомых - это выросты покровов.
У одноклеточных животных, например у амебы обыкновенной, инфузории-туфельки, переносу веществ способствует постоянное движение цитоплазмы.
Клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества из омывающей их тканевой жидкости. У червей, насекомых и других беспозвоночных животных эта жидкость циркулирует по всему телу и называется гемолимфой . Самая совершенная система переноса веществ - кровеносная. Она есть у многих животных.
У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь. Она движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Кровь непрерывно приносит каждой живой клетке кислород и питательные вещества, а уносит образующиеся в клетках углекислый газ, излишки воды, ненужные продукты обмена веществ.
Кровь позвоночных животных, в том числе и человека, состоит из жидкой кровяной плазмы и находящихся в ней форменных элементов: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов (рис. 59). Эритроциты участвуют в процессе дыхания, красный цвет им придает железосодержащий белок гемоглобин. Он участвует в переносе кислорода. Лейкоциты выполняют в организме животных и человека защитные функции, уничтожая проникших в организм бактерий и вирусов.
Рис. 59. Плазма и форменные элементы крови
У животных гемолимфа и кровь являются основными переносчиками питательных веществ и кислорода, а также средством удаления из организма продуктов обмена. Движение гемолимфы и крови по сосудам обеспечивает специальный орган - сердце. Оно работает как насос.
У дождевого червя функции сердца выполняют несколько толстых кольцевых сосудов, расположенных в передней части тела. У насекомых спинной сосуд разделен на камеры. Он сообщается с полостью тела через отверстия с клапанами, которые пропускают кровь только в одном направлении (вперед) и закрываются при обратном движении крови.
Рыбы имеют сердце, состоящее из двух мышечных камер. Они по очереди сокращаются и с силой прогоняют кровь к жабрам.
Птицы и звери имеют более сложное сердце, состоящее из четырех камер - двух предсердий и двух желудочков (рис. 60).
Рис. 60. Строение сердца
Ответьте на вопросы
- Каково значение сердца в транспорте веществ у животных?
- Из чего состоит кровь?
- Какие функции выполняет кровь?
Новые понятия
Гемолимфа. Кровь. Сердце. Кровеносные сосуды.
Подумайте!
Чем различается транспорт веществ у растений и животных?
Технологическая карта урока
Тема: Движение веществ в организмах животных.
6 класс.
Цель: Изучить особенности движения веществ в организмах животных
Задачи:
1. изучить различные особенности переноса веществ в организмах животных
2. сформировать понятие о переносе веществ у беспозвоночных животных
3. сформировать понятие у учащихся об органах, образующих кровеносную систему
4. развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Планируемый результат: называть компоненты транспортной системы животных; уметь составлять схемы отображающие транспорт веществ, круги кровообращения; сворачивания информации; понимать принципы движения крови и гемолимфы в организмах животных.
Основные термины и понятия: диффузия, замкнутая кровеносная система, сердце, незамкнутая кровеносная система, сердца, сосуды, артерии, вены, капилляры.
Основное содержание:
1. Вещества поступающие и выводящие из организма.
2. Тип Простейшие.
3. Тип Кишечнополостные.
4. Тип Плоские и Круглые черви.
5. Кровеносная система:
Незамкнутая кровеносная система
Замкнутая кровеносная система.
Ресурсы:
Учебник: «Транспорт веществ в организме», стр. соответствуют учебнику
Компьютерная презентация по теме: «Транспорт веществ в организме животных», выполненная в программе Microsoft Office Power Point.
Домашнее задание: «Транспорт веществ в организме», стр. соответствуют учебнику, записи в тетради, ответить на вопросы теста в конце параграфа, составить тест по теме из 10 вопросов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ОРГАНИЗМАХ ЖИВОТНЫХ В
Цель: изучить особенности движения веществ в организмах животных.
ПЛАН УРОКА Вещества поступающие и выводящиеся из организма животных 2. Тип Простейшие 3. Тип Кишечнополостные 4. Тип Плоские и Круглые черви 5. Кровеносная система - незамкнутая кровеносная система - замкнутая кровеносная система
ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ И ВЫВОДЯЩИЕСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО 2) КИСЛОРОД (О 2) ВОДА (Н 2 О) ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ И ВЫВОДЯЩИЕСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО 2) КИСЛОРОД (О 2) ВОДА (Н 2 О)
ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ) Амеба обыкновенная? ? ? ?
ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ) Амеба обыкновенная Н 2 О, О 2 Н 2 О, СО 2 Вещества минеральные Вещества органические Вещества минеральные Вещества органические
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Гидра пресноводная? ? ? ? ? ?
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Гидра пресноводная Н 2 О Н 2 О Вещества минеральные Вещества органические Вещества минеральные Вещества органические О 2 СО 2 Диффузия – свободный транспорт веществ, через клеточную оболочку.
ТИП ПЛОСКИЕ и КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Поглощение веществ Выведение веществ всей поверхностью тела (диффузия) пищеварительная система (рот) О 2 , Н 2 О, питательные вещества питательные вещества всей поверхностью тела (диффузия) пищеварительная система (рот) продукты метаболизма СО 2 Н 2 О
ТИП ПЛОСКИЕ и КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Поглощение веществ Выведение веществ
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА – СИСТЕМА ОРГАНОВ, ПЕРЕНОСЯЩАЯ ПО ОРГАНИЗМУ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КИСЛОРОД И ВЫВОДЯЩАЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ПРОДУКТЫ МЕТАБОЛИЗМА И УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ ГЕМОЛИМФА СОСУДЫ СЕРДЦЕ СЕРДЦА 1. АРТЕРИИ 2. ВЕНЫ 3. КАПИЛЛЯРЫ
НЕЗАМКНУТАЯ ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА Кровь (гемолимфа) течет не только по сосудам, но и выходит в полость тела Кровь течет только по сосудам Представители: Моллюски Членистоногие Представители: Позвоночные Кольчатые черви Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
СЕРДЦЕ СОСУДЫ АРТЕРИИ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ ПОЛОСТЬ ТЕЛА СОСУДЫ ВЕНЫ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ НЕЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ – ГЕМОЛИМФА БЕСЦВЕТНАЯ ЖИДКОСТЬ
СЕРДЦЕ СОСУДЫ АРТЕРИИ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ КАПИЛЛЯРЫ всего организма СОСУДЫ ВЕНЫ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ – красного цвета содержит гемоглобин
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
НЕЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ У ДАННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ. Тип Простейшие Тип Гидроидные
ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ У ДАННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ. Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Плоские черви
ОПРЕДЕЛИТЕ У КАКИХ ЖИВОТНЫХ КАКОЙ ТИП КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ. Тип Кольчатые черви Тип Членистоногие Тип Моллюски
ОПРЕДЕЛИТЕ У КАКИХ ЖИВОТНЫХ КАКОЙ ТИП КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ. Класс Пресмыкающиеся Класс Рыбы Класс Птицы Класс Земноводные Класс Млекопитающие
Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о строении кровеносных систем животных;
- познакомить со строением сердца, видами сосудов и составом крови.
- объяснить зависимость усложнения строения организма и строения кровеносной системы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Передвижение веществ в организме животных» (Приложение 1 . Программа Smart Notebook), интерактивная доска, микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».
Тип урока : комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим изучать передвижение веществ в живых организмах. Но сначала проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
Задание «Верно - неверно». Вы ставите «+» если считаете, что данное суждение верно, «-« если неверно.
I вариант
- Вода в растении картофеля перемещается из листьев в клубень.
- Органические вещества передвигаются в растении по сосудам древесины.
- Движение цитоплазмы способствует медленному перемещению хлоропластов вдоль клеточной стенки.
- Подсолнечник ежедневно теряет до 3 литров воды.
- Сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящими тканями.
- При испарении воды листья растения охлаждаются.
- Органические вещества перемещаются по ситовидным трубкам из листьев в другие части растения.
- Вода поступает в растение через листья.
II вариант
- Движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.
- Передвижение веществ в растении обеспечивает образовательная ткань.
- Вода в растении перемещается из листьев в стебли.
- Основная ткань образует жилки листа.
- Вода испаряется с поверхности клеток в виде пара через устьица.
- Движение воды и минеральных веществ в растении осуществляется по клеткам и сосудам.
- Старый дуб ежедневно теряет до 2 литров воды.
- Вода поступает в растение через корневые волоски.
Карточка для ответа.
Фимилия Имя _______________________________________
Взаимопроверка. Ответы:
Вариант 1
Вариант 2
Взаимопроверка в парах (результаты обнародовать; поднять руки у кого оценка «5», «4», «3», «2»).
Оценка «5»-0 ошибок
Оценка «4»- от 1 до 3 ошибок
Оценка «3»- 4 ошибки
Оценка «2»- от 5 и более ошибок.
3. Изучение нового материала.
А сейчас переходим к изучению новой темы.
Сообщение темы урока. Тема урока «Передвижение веществ в организме животных».
На данном уроке изучим особенности переноса веществ в организмах животных, познакомимся со строением и функциями кровеносной системы у многоклеточных животных.
Посмотрите на карту нашей страны.Она пересечена транспортными линиями связи. Нельзя представить себе государство без транспортных линий. Так и в любом организме существуют транспортные линии.
Вы уже знаете, что перенос веществ в организме – это жизненно-необходимый процесс. Если бы мы могли заглянуть внутрь живых организмов то увидели бы следующее. В одноклеточных организмах животных (например, амеба, инфузория-туфелька) перемещение питательных веществ в клетке происходит за счет движения цитоплазмы. При этом у амебы происходит перекатывание цитоплазмы, а, следовательно, перемешивание питательных веществ. У инфузории-туфельки осуществляется круговое движение цитоплазмы, которое приводит к распределению веществ в клетке.
Многоклеточные животные для переноса веществ имеют особые системы органов.
У них перенос питательных веществ и газов выполняет кровь или гемолимфа, образуя особую систему – кровеносную. Она состоит из сердца и сосудов, по которым движется кровь. Например, дождевой червьимеет развитую кровеносную систему. Она состоит изсосудов,по которым движется кровь.Кровь – жидкость красного цвета, которая находится внутри кровеносных сосудов.
Кровьсостоит из плазмы и клеток крови.Плазма – это бесцветная жидкость. Клетки крови делятся на красные – эритроциты, белые – лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество – пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Таким образом, осуществляя транспортную и дыхательную функции крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови, например при ранении.
Работа с микроскопами
У Вас на столах есть микроскопы и микропрепараты крови человека и лягушки, давайте рассмотрим их, определим сходства и отличия.
Итак, Вы увидели, что эритроциты лягушки крупнее, чем у человека. Они имеют шарообразную форму и ядро. А у человека – ядра нет и форма двояковогнутого диска, что увеличивает площадь соприкосновения с кислородом и они могут переносить больше кислорода.
Давайте подведем итог: Каковы же функции крови?
- Разносит по организму питательные вещества и кислород
- Выносит углекислый газ и продукты распада
- Защищает от болезнетворных микроорганизмов.
У дождевого червя кровеносная система состоит из сосудов. Движение крови по сосудам обеспечивается сокращением кольцевых сосудов. Они соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую систему.
У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови, сходные с функциями крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.
Итак, у животных бывает замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.
У позвоночных животных к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца.
Среди сосудов различают артерии, несущие кровь от сердца, вены – несущие к сердцу, и мельчайшие сосуды – капилляры, которые пронизывают все тело животного. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями.
Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращения желудочков выталкивают ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.
Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую кровеносную систему. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы идут быстро с выделением большого количество энергии.
С усложнением строения животных усложнялась и кровеносная система:
- рыбы имеют 2-х камерное сердце (предсердие и желудочек) и один круг кровообращения;
- земноводные – 3 камеры (2 предсердия и 1 желудочек) и два круга кровообращения;
- пресмыкающиеся 3 камеры (за исключением крокодила) и два круга кровообращения;
- птицы и млекопитающие 4-х камерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.
Итак, в заключении хочу задать Вам вопрос: Каково значение кровеносной системы? (Ответы детей.)
4. Закрепление материала.
1. Составить кластер 1 вариант - «Кровь» и 2 вариант - «Сердце».
2. Работа с интерактивным заданием у доски (Приложение 2).
5. Домашнее задание.
1. Параграф №12 (страница 74-77).
2. Подготовить дополнительную информацию о животных с необычным цветом крови.
6. Рефлексия.
У вас на столах лежат яблоки красного, зеленого и желтого цвета. Прошу Вас выразить свое отношение к уроку. Красный цвет – понравился, желтый – не очень, зеленый – не понравился.
А теперь давай повесим яблоки на дерево и посмотрим, каким оно окажется!